Коллаж.

Одним из видов нетрадиционных способов изображения, который можно использовать в работе с детьми, является коллаж. Коллаж (от фр. Collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д. В искусство коллаж был введён как формальный эксперимент кубистами, футуристами и дадаистами. На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т. п. Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа был Курт Швиттерс.

Фотоколлаж - это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии. Эффект фотоколлажа достигается с помощью наложения одного изображения на другое, совмещение нескольких фото изображений в одном, иногда даже с элементами графики (мозаика) или использования хаотичного набора разнообразных изображений (пазл). В ходе развития фотографии появилась возможность использования различных приёмов и методов создания коллажей с применением специальных эффектов. Следует заметить, что данное направление искусства становится более доступным всё большему кругу людей не обладающих профессиональными навыками фотографии или компьютерной обработки фотоснимков (например, с помощью Photoshop). Очень многое прежде всего зависит от фантазии самого автора и его желания сделать что-то необычное или сюрреалистическое. Фотоколлаж возможен в нескольких жанрах, таких как сатирическое, философское, политическое, метаморфическое, пропагандистское и прочее изображение.
К наиболее ярким представителям мира искусства в области фотоколлажа можно отнести: Д. Хартфильда, Р. Хаусманна, Х. Хоха, М.Эрнста, А. Родченко, В. Степанову, Э. Лисицкого, Ю. Рожкова, Г. Клуциса и др.
Термин «коллаж» употребляется и в музыке, где он означает особую форму использования композитором в своем произведении фрагментов другого сочинения - чужого или ранее написанного своего. В частности, коллаж является одной из наиболее характерных особенностей сюрреалистической музыки. Занятия коллажем развивают не только умения и навыки детей, но и формируют образное восприятие и мышление, заставляют ребенка по-новому взглянуть на привычные предметы и материалы и на их основе создавать свой собственный образ.
На этих занятиях проще ознакомить ребенка с основами композиционного построения изображения: ребенок может свободно передвигать части коллажа, сразу наблюдая различия в восприятии изображения. Интерес к работе над коллажем можно создать еще в стадии подбора материала, дав определенную тему. Если ребенок настроен осознанно подходить к подготовке, то он учится обдумывать свое произведение, вычленять из многообразия материалов только ему подходящее.