Флэшмоб.

Активисты проекта «Дети обучают детей» участники детского образцового хореографического коллектива «Элис» разучивают Флэш-моп с воспитанниками Детского дома № 3. Июнь 1014 г.

Флэшмоб.

Флешмо́б (от англ. flash mob - flash - вспышка; миг, мгновение; mob - толпа; переводится как «мгновенная толпа») - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится. Сбор участников флешмоба осуществляется посредством связи (в основном это Интернет).
История возникновения флэшмоба началась после того, как в октябре 2002 вышла книга социолога Говарда Рейнгольда «Умные толпы: следующая социальная революция», в которой автор предсказывал, что люди будут использовать новые коммуникационные технологии (Интернет, сотовые телефоны) для самоорганизации. Понятие «умных толп» стало основополагающим в дальнейшем развитии флэшмобов и других подобных акций, все из которых по сути своей являются разновидностями смартмоба.
Первый флэшмоб был намечен на 3 июня 2003 года в Нью-Йорке, США, но не состоялся. Ему помешала заранее предупреждённая полиция. Организаторы избежали этой проблемы при проведении второго флэшмоба, который состоялся 17 июня 2003 года. Участники пришли в заранее определённое место, где они получили инструкции по поводу окончательного места и времени прямо перед тем, как он начинался. Приблизительно двести человек (по другим источникам 150) собрались вокруг одного дорогого ковра в мебельном отделе универмага «Macy’s» и стали говорить продавцам, что живут вместе на складе в «пригородной коммуне» на окраине Йорка и пришли купить «Коврик Любви». Уже через несколько дней волна акций прокатилась по Америке и Европе. Первые российские акции состоялись одновременно в Санкт-Петербурге и Москве 16-го августа 2003. Их участники с непонятными табличками встречали на вокзале приехавших поездом пассажиров. Первые украинские моберы – участники акции, прошли также 16 августа в Днепропетровске и Киеве практически одновременно. 23 августа первый флэшмоб состоялся в Одессе. В целом флэшмоб в странах СНГ получил сильное развитие в плане идеологии. Безусловно, действия, которые можно квалифицировать как флэшмоб, могли происходить и задолго до появления книги Рейнгольда. Но это были скорее одиночные случаи, не являющиеся массовым явлением. Только наличие удобных и быстрых средств связи и более-менее сформированные правила позволили флэшмобу стремительно стать популярным практически по всему миру. Поэтому можно утверждать, что он имеет уникальную идеологию и не имеет аналогов в мировой истории.

Общепринятые правила флэшмоба:
1. Никто из участников не платит и не получает денег.
2. Действие должно казаться спонтанным (участники не собираются на месте события до акции).
3. Должно сложиться впечатление, что мобберы - такие же случайные прохожие, как и все (не общаться друг с другом до, во время и после акции в месте проведения).
4. Сценарий должен иметь абсурдный характер (действия мобберов не должны поддаваться логическому объяснению).
5. Флэшмоб должен вызывать недоумение, а не смех (все участники должны делать все с серьёзным видом).
6. Флэшмоб не должен содержать рекламу или же её элементы, акции не принуждают к голосованию за кого-либо.

Организаторы флэшмобов с самого известного российского мобберского сайта flashmob.ru добавили также свои правила:
• Не повторять чужие и свои уже состоявшиеся акции.
• Не участвовать в поднятии рейтингов в любых голосованиях.
• Не делать ничего для какой-либо определенной группы людей или одного человека, все действия направлены на временное искажение смысла обыденного бытия случайных свидетелей действий мобберов.
• Никому не помогать, но никого и не наказывать.
• Не нарушать общественный порядок.
• Не оставлять после себя мусор.
• Не общаться вживую до, во время и после акций.
• Во время акции мобберы не должны создавать неудобства для простых обывателей, оказавшихся волей случая вблизи от места проведения акции.
• Не нарушать сценария акции и точно исполнять всё, что в нём указано.
• Не снимать свои акции открыто.

Сценарии флэшмобов

Идеальный сценарий должен быть абсурдным, загадочным, не очень заметным и ни в коем случае не вызывающим смеха. Мобберы не должны нарушать законы и моральные устои. Действия должны казаться случайным зрителям бессмысленными, однако совершаться так, как будто в этом есть смысл. В итоге случайные зрители, так называемые фомичи, воспринимают происходящее серьёзно, как будто в разыгрываемой ситуации есть какой-то смысл, который они пытаются отыскать. У них возникает чувство интереса, тревоги, непонимания или даже ощущение собственного помешательства. Сценарий не должен перейти грань, за которой он уже становится смешным, но это получается крайне редко.

Замирание
В определённый момент в определённом месте мобберы резко замирают, как будто остановилось время. В замершем состоянии они стоят три минуты, после чего делается передышка на несколько секунд и снова на три минуты замирают. После этого все одновременно расходятся в разные стороны.

Батарейка
В определённое время в определённом месте города проходит «маяк». Внезапно его движения становятся более медленными, как у робота, у которого «села батарейка», его силы угасают, и он падает, делая вид, что засыпает (или становится «на подзарядку»). Это служит сигналом, по которому остальные мобберы повторяют за ним имитацию потери жизненных сил, в конце концов впадая «в спячку» ровно на две минуты, считая секунды про себя. По завершении двух минут следует классический финал - мобберы расходятся в разные стороны, как ни в чём не бывало. Проявив творческий подход к данному сценарию, можно «отключаться» медленно, быстро или на ходу, можно просто встать, склонив голову. Играют так, как будто внутри медленно «садится батарейка». Можно упасть полностью на асфальт, можно сесть на колено, можно «уснуть» стоя. Главное — удивить окружающих. Ну и логично, что если «села батарейка», то глаза закрыты.

Взгляд в небо
Собирается народ, в определённое время достаются из карманов, сумок, портфелей, бинокли, подзорные трубы, свёрнутые газеты и взгляды устремляются на здание МГУ. По прошествии 5-10 минут всё сворачивается и народ расходится по своим делам, оставляя прохожих, в недоумении пытающихся найти нечто необычное (например, на здании и др.).

Итак, рассмотрев два понятия можно сделать вывод, что это массовые мероприятия запланированное заранее и спонтанное с привлечением участников уже на месте.

Назад на главную страницу проекта "Дети - детям"